Почему по «удаленке» в общеобразовательных школах нельзя судить обо всем онлайн-образовании? И как родителю выбрать место, где его ребенок сможет учиться эффективно? Поговорим с основателем онлайн-школы программирования и технологий Кодемика, Романом Грушенковым.
Какое на самом деле образование получает мой ребенок?
О качестве образования с новой силой задумались многие родители, когда стали свидетелями онлайн-уроков на «удаленке». Пандемия дала уникальную возможность присутствовать на уроках своих детей и составить полное представление о том, чему их учат, как ведет себя преподаватель и что говорит.
Часть родителей настолько прониклась онлайном, что задумалась о том, чтобы оставить детей на «удаленке» до окончания школы. К ним отношусь и я ― точнее, я всегда так думал. Мой сын с первого класса учится в общеобразовательной онлайн-школе.
Мне нравится, что я могу контролировать происходящее на занятиях, обращать внимание, как преподаватель объясняет предмет и насколько справляется мой ребенок. Занятия проходят дисциплинированно ― преподавателю не нужно тратить время, чтобы всех усадить за парты. С онлайн-обучением я могу создать своему ребенку максимально комфортные условия.
Но я понимаю и тех родителей, у кого возник сильный скепсис и негатив ко всем игрокам онлайн-образования. Мне кажется, что он вызван тем, что большинство родителей познакомились лишь с пародией на онлайн, которую вынуждены были в спешке организовать общеобразовательные школы. Но экстренная «удаленка» в связи с пандемией не дает достаточной картины о том, каким же является онлайн-образование на самом деле.
Нельзя просто взять и перенести очное обучение в онлайн
Просто перейти в Zoom и успешно провести такое же занятие, как и школьном кабинете, — это не переход в онлайн. Для успешного онлайн-обучения есть как минимум 3 составляющих: преподаватель, платформа и методика. Я считаю, что в момент пандемии школы провалили все три — не хватило времени. Для того чтобы перестроить систему нужны долгие месяцы, а может и годы. Одним из способов выйти из ситуации: обратиться за помощью к игрокам онлайн-образования — уверен, многие могли бы для такого экстренного случая предоставить свои наработки, платформы для обучения. Под платформой я имею в виду не Zoom или другой сервис видеосвязи, а специально разработанную среду — с личным кабинетом, проверкой домашних заданий, тестирующими системами, расписанием занятий, прогрессом ученика и многими другими инструментами. Но этого не произошло.
Чем же на самом деле отличается онлайн-образование
1. Преподаватели
Многие преподаватели никогда не смогут продуктивно вести занятия онлайн. Очные занятия требуют меньшей подготовки. Профессионалу на уроке достаточно доски и маркера, ну, а дальше начинается импровизация. Он отлично знает свой материал и излагает его так, как диктует ему настроение и реакция учеников. В онлайне у преподавателя появляется множество факторов, конкурирующих с ним за внимание ученика. Ребенок запросто может переключить свое внимание, отвлечься на происходящее дома. Многие преподаватели к такой конкуренции не готовы.
Онлайн-занятие требует глубокой проработки материала и более сложной коммуникации. Преподаватель на онлайн-уроке — это и продюсер, и режиссер, и актер. Он следит за активностью каждого ученика, быстро осознает, что группа усвоила, а что нет, умеет провести занятие так, чтобы не возникало соблазна выключить камеру или включить сериал. Ему важно видеть, как ребята усваивают информацию, насколько внимательны они на уроке. Выстраивание такой обратной связи — искусство. Чтобы проверить преподавателя, мы проводим многоступенчатые собеседования, внутри которых есть обязательное проведение демо-урока.
2. Инструментарий
Современные инструменты онлайн-обучения помогают вызывать ученика к доске, выполнять групповые задания, получать статистику успеваемости группы и многое другое. Главная их задача — донести до учащихся учебный материал и приобрести необходимые навыки. При этом, современные инструменты позволяют помочь преподавателю удерживать внимание и контролировать полученные знания очень эффективно. Такие детали, как динамическая инфографика или интерактивная онлайн-доска могут здорово помочь в объяснении темы или усвоении знаний.
Например, автоматизированная проверка домашних заданий поможет узнать, чему научился ребенок — с какого раза он решил задачу, сколько времени ему потребовалось, какие тесты он не прошел. Система помогает понять, насколько быстро ученик воспринимает материал и насколько глубоко понял ту или иную тему.
Контроль знаний нужен и по ходу урока. Очень важно вовремя отследить, что ребенок не усваивает информацию. Возможно, он пропустил первые пять минут урока, и все остальное занятие пройдет для него зря. Так ученик становится «вольным слушателем» — «сегодня я слушаю, а завтра мне уже неинтересно».
3. Взаимодействие в группе
Многих детей удерживает в школах именно хорошее общение, им гораздо важнее поговорить на переменах с одноклассниками, чем просидеть несколько уроков. В Zoom таких перемен нет. И ребенок остается один на один с домашним заданием в своей комнате. Но онлайн-школа в силах наладить общение и дистанционно.
Например, мы проводим «поболтайки» с нашими учениками, созваниваемся пообщаться на разные темы. В них иногда участвую и я. Часто слышу истории вроде: «Я живу в Питере, а мой одноклассник — в Казани, и мы вместе делаем уроки». В чатах организована постмодерация, чтобы общение детей было безопасным.
Смогут ли общеобразовательные школы в будущем эффективно учить онлайн?
Я верю, что мы к этому придем. И я надеюсь, что это будет не ради экономии бюджета, а ради повышения качества образования.
Как родителю выбрать онлайн-школу?
Эксперименты с онлайн-образованием продолжаются, и перед родителями стоит непростая задача — позаботиться о том, чтобы их дети действительно получили знания и приобрели навыки. Могу предложить несколько простых критериев, которые помогут проверить качество образования:
- Оцените преподавательский состав. Изучите его профессиональный опыт, а также опыт работы в онлайне — как я говорил, вчерашний учитель очной школы может еще не быть адаптирован к новым условиям или вовсе теряться перед экраном с видеозвонком
- Не советую покупать обучение в школах, которые продают курс только целиком, без возможности оплачивать помесячно. Возможно после первого месяца обучения вы поймете, что вам не подходит формат занятий.
- Изучите отзывы — что говорят о школе родители, преподаватели, ученики?
- Убедитесь, что школа технически готова к проведению онлайн-занятий. Если из всех инструментов учреждение предлагает только созвоны в Skype или Zoom, его вряд ли можно назвать онлайн-школой
- Проверьте, насколько удобна платформа школы для ученика — легко ли он находит свое расписание, загружает домашние задания, может связаться с учителем или администратором
- Запишитесь на пробный урок. Обратите внимание на то, как преподаватель объясняет материал, не возникает ли у ребенка соблазн открыть браузер и отвлечься, насколько ему комфортно. В конце урока поинтересуйтесь, что ребенок успел усвоить
- Спросите мнение своего ребенка — все-таки именно ему предстоит провести огромное количество времени перед экраном